Губительное влияние алкоголя на подростков

Употребление алкоголя в подростковом возрасте – нонсенс! Алкоголь и подростки – какое страшное сочетание слов! Тем не менее эта тема настолько актуальна сегодня, что ей посвящают целые научные исследования и массивные диссертации! Давайте же определимся для себя, что такое алкоголизм у подростков и насколько хорошо мы вооружены знаниями в этой области.

Разрушающее воздействие алкоголя на растущий организм

Вот уже почти как полстолетия во всем мире звучат предостережения о грозящей подросткам опасности – алкогольной зависимости. Алкоголизация подростков – размах употребления детьми подросткового возраста алкогольных напитков – все возрастает.

Не нужно иметь слишком развитое воображение для того, чтобы представить последствия алкоголизации подрастающего поколения, тот невосполнимый ущерб, который наносит пьянство растущему организму ребенка даже при однократном приеме дозы алкоголя, независимо от того, в каком напитке оно содержалось – будь то водка, пиво или красочный джин-тоник.

Внедряясь в организм подростка, алкоголь со скоростью начинает процесс расщепления с такого органа, как печень.

Лишь около 10% от всего количества алкоголя выводится из него в первоначальном виде. Алкоголь, попавший в кровеносную систему, так и будет циркулировать в ней, пока полностью не расщепится, то есть пока полностью не усвоится организмом.

При приеме незначительных алкогольных доз в подростковом возрасте передача нервных импульсов в мозгу все равно нарушается, и происходит это следующим образом: сосуды сначала расширяются, затем увеличивается их проницаемость, и, как следствие, происходит микрокровоизлияние непосредственно в тканях мозга детей и подростков.

Надо отметить, что подростковому возрасту свойственна обедненность мозговых тканей таким нужным для защиты клеток элементом, как фосфор. При этом мозг подростка более насыщен водой и состоит в процессе структурного роста, так что даже однократные малые дозы алкоголя могут нести за собой страшные разрушительные последствия!

Алкогольная зависимость у подростков – разрушительное явление для физиологии ребенка. При неоднократном употреблении алкогольных напитков в подростковом возрасте происходит угнетение его психики, задерживается развитие высших мыслеформ, тормозится формирование эстетических и нравственных понятий и категорий. Происходит буквальное “отупение”, а нередко и дебилизация ребенка подросткового возраста. Его интеллект теряет способность к саморазвитию и самоорганизации.

Следующей целью разрушительного воздействия алкогольного яда становится печень. Именно в ней идет процесс расщепления поступившего в организм подростка алкоголя под действием вырабатываемых ферментов. Когда скорость продвижения алкоголя по клеткам печени больше скорости его расщепления – идет процесс накапливания алкогольного яда, что, в свою очередь, ведет к уничтожению клеток единственной и уникальной лаборатории организма – печени.

Омертвление печеночных тканей, или цирроз, – следствие подросткового алкоголизма. Цирроз – тяжелейшее заболевание, почти всегда сопутствующее алкогольной зависимости в подростковом возрасте.

Печень организма ребенка подросткового возраста в случае его алкоголизма разрушается очень быстро в силу состояния формирования различных функций. Такая интоксикация неизменно приведет к сбою в белковом и углеродном обмене, различных процессах синтеза ферментов и получаемых организмом подростка витаминах. По факту, спиртосодержащие напитки “убивают” слизистую пищевода, разъедают желудок и изменяют состав желудочного сока, а это угнетает пищеварительный процесс и отражается на развитии детей и подростков, имеющих алкогольную зависимость.

Причины алкоголизма в подростковом возрасте

Причина детского пьянства кроется в неустойчивости формирующейся психики. Очень характерны изменения поводов приобщения к первой рюмке у детей и подростков в зависимости от их возраста. Например, до 10-летнего возраста знакомство ребенка с алкоголем обычно происходит случайно, по недосмотру взрослых. Иногда малышу могут предложить попробовать алкоголь смеха ради, либо для аппетита или от простуды.

Часто пьянство окружающих толкает подростков на самостоятельный шаг знакомства со спиртным, что называется, из любопытства. Подростковый феномен любопытства переходит на следующий уровень уже в более сознательном возрасте. Этими мотивами первого знакомства могут стать традиционные “народные” поводы, как то: семейное застолье, прием гостей, именины, по случаю праздника и т.п. Это далеко не все причины подросткового алкоголизма.

Начиная с 13 лет могут появиться поводы социальной зависимости от мнения сверстников. Характерными среди подростков становятся такие критерии, как выпить за компанию, поддать для храбрости, накатить за друга. Основным и значимым для подростка становится отождествление его личности с коллективом. Особенно это свойственно мальчикам.

У девочек типична схожая картина, хоть и в более невинном ракурсе – рюмочка с согласия родителей в семейном кругу во время торжества и тому подобные варианты. Любое приобщение к спиртному ребенка подросткового возраста преступно! Стоит всего лишь единожды пригубить спиртное, и сразу пропадает психологический барьер, дети уже не чувствуют опасности дальнейшего приобщения к такой популярной в народе традиции…

Действительно, приобщение к выпивке в семье – основная проблема нашего общества. Подростки, подражая старшим на праздниках и застольях, утверждаются в том, что пьянка – это обязательное действо для любого мероприятия. Дополнительную роль в формировании у детей и подростков зависимости от алкоголя играет такое средство массовой информации, как реклама.

Побочные причины подросткового алкоголизма

Несформированной психике ребенка трудно удержаться от соблазна попробовать красочно представленный алкоголь, будь то пиво или виски, который для него становится непременным атрибутом праздника жизни.
Разнообразие спиртосодержащей продукции в супермаркетах и их доступность тоже толкают наших детей к пьянству.

Проблема алкоголизации подростков должна была бы обеспокоить производителей молодежных напитков и их рекламодателей. Тем не менее масса самых изощренных алкогольных коктейлей под видом безобидных вкусных соков внедряются в сознание подростка как безопасные напитки для молодежи.

На самом деле уже после двухлетнего употребления алкоголя растущий человечек настолько сильно привыкает к его приему, что в подростковом возрасте у него формируется алкогольная зависимость. Кстати, на мощном эмоциональном пропагандистском фоне образа жизни ради удовлетворения примитивных желаний по формуле получения любых удовольствий за деньги в подростковом возрасте неизменно намечается духовный кризис, который впоследствии перерастает в зависимость от дополнительного стимулятора. Зачастую в роли такого стимулятора выступает алкоголь.

Подталкивающими к пьянству и алкоголизму среди подростков можно также считать и неблагополучные внутрисемейные отношения, особенно в семьях пьющих родителей. Многие склонности передаются по наследству и могут быть заложены задолго до появления ребенка на свет. Любые негативные межличностные противостояния в середине семейного круга, также и чрезмерная опека подростка со стороны его родителей или опекунов, проявление насилия или потакание всем капризам дитяти – все это составляющие причин пьянства и алкоголизма.

Алкоголизм среди населения достаточно высок, и при этом пока еще в стране слабо работают те законы, которые должны предусматривать реальную административную и реальную уголовную ответственность за вовлечение подростков в пьянство. Любой прием алкоголя в подростковом возрасте – табу!

Мотивы употребления алкоголя детьми и подростками можно разделить на две группы. К первой отнесем их желание присоединиться к “традиции”, фактор любопытства и тягу испытать нечто неизведанное. Ко второй группе – психологические мотивы, формирование и пробуждение у них чувства взрослости, стремление не выделяться и не отставать от старших.

Мотивы обеих групп объединяет между собой тот факт, что дети еще не приобрели в достаточной степени жизненных навыков и опыта, что могло бы удержать их от вступления в свободные отношения с окружающими, перерастающие в зависимость от их мнения или поведения.

Основной массе детей подросткового возраста характерны такие черты характера, как уступчивость и застенчивость. Это является причиной недооценки различных личностных качеств, физического состояния или, например, смелости и т.д. Такая недооценка или, напротив, переоценка своих реальных возможностей в состоянии алкогольного опьянения обычно приводит к развязному, малоконтролируемому поведению.

Особенностью для подростка является и то, что еще до первого знакомства с алкоголем, у него уже сформировано представление об этом напитке и особенно о его “замечательном” и “приятном” возбуждающем действии. И вот уже первая проба вдруг оказывается неожиданно “горькой” или “жгущей” на вкус, а последствия крайне отвратными – тошнота, рвотный рефлекс, головная боль и т.п.

Все первое время после получения такого характерного опыта большинство детей старается избегать повторного употребления алкоголя. Детский мозг отторгает яд! Грядущие события, а они могут быть самые разнообразные, от дня рождения до выпускного или простой вечеринки по случаю, соблазн употребить спиртное у подростка восстанавливается и даже приобретает новую психологическую окраску.

Третья группа мотивов, побуждающих подростков к пьянству

Эта группа мотивов пьянства в подростковом возрасте формирует само пьянство как поведенческий тип, чаще всего еще и тип подростка-правонарушителя. В перечне таких мотивов не последнее место занимает стремление уйти от обыденности, скуки. На самом деле скука – особое состояние психики, при котором личность подростка испытывает сильный эмоциональный голод. Характеризуется тем, что у ребенка полностью утрачен или просто снижен интерес к познанию или творчеству.

Ведь особенностями для детей подросткового возраста, страдающих алкоголизмом или имеющих алкогольную зависимость, является то, что они мало интересуются серьезной музыкой или искусством, не занимаются самообразованием или спортом, а все их интересы видятся на почве примитивной “развлекаловки” и спиртного.

Духовная составляющая у подростка ограничена неумением зарекомендовать себя в коллективе детского учреждения и, как следствие, толкает на употребление алкоголя для самоутверждения на улице. Дело в том, что потребность самоутверждения среди подростков – еще одна особенность этого возраста, которая сама по себе важна и понятна. Средства же самоутверждения у зависимых от алкоголя детей затягивают их все глубже в пучину асоциального поведения. У подростков алкоголизм гораздо быстрее формируется и отражается на их жизни.

Независимо от причин алкоголизма, у пьющего подростка практически всегда отсутствуют навыки и интерес к учебной и трудовой деятельности. Этап употребления им алкоголя для самоутверждения позади, теперь к нему добавляется желание снять напряжение от неприятных эмоций и переживаний, вызванных реакцией на его поведение.

Нарастающее отчуждение в семье и школе только усугубляет эту зависимость. Ему остается лишь примитивное ничегонеделание или бесцельное праздное шатание по улицам в поисках приключений, “тупое” многократное прослушивание не обремененных смыслом, а иногда и просто похабных по содержанию музыкальных синглов, посещение ночных дискотек, баров или “забегаловок”.

Свободное время дети и подростки преимущественно проводят с друзьями, что характерно для подрастающего поколения. Типичные подростковые группы, объединенные интересами, близкими по запросам, интеллектуальному уровню и развитию современного ребенка. В большинстве подростки прекрасно осведомлены о пагубном действии алкоголя на организм, хотя при этом в их среде существует и множество заблуждений о мнимой пользе алкоголя, одно из которых – это позиционирование его употребления с точки зрения показателя их взрослости.

Поведенческие характеристики подросткового пьянства и алкоголизма

Патология опьянения неизбежно приводит к повреждению клеток головного мозга и, как следствие, к амнезии. При неоднократных опьянениях становятся длительнее моменты полного затмения рассудка. Все это сильно отражается на уровне интеллектуального состояния – такие подростки зачастую становятся слабоумными. Из-за алкоголизма меняется характер и направление мышления, ребенок замыкается в себе и все время стремится достать спиртное, чтобы вновь расслабиться – эти моменты являются особенностью подросткового алкоголизма.

У таких зависимых от алкоголя детей снижается рвотный рефлекс, а это еще более усиливает устойчивость к спиртному, поэтому зачастую подростки ложно принимают высокую сопротивляемость алкогольной интоксикации своего организма за доблесть и причину гордиться своей повышенной устойчивостью к алкоголю.

Говорить о физическом здоровье подростков здесь не приходится, такая устойчивость – лишь первый симптом серьезнейшего заболевания – алкоголизма! У подростка, становящегося алкоголиком, восприятие организмом рюмки водки не отличается от восприятия им бутылки вина и того подобного. В организме уже произошли дегенеративные процессы.

Внешне это выглядит стандартно таким образом: от небольшой дозы подросток возбуждается, одновременно усиливается его болезненное стремление выпить еще и еще. Поначалу он будет проявлять повышенную эмоциональную активность, потом может начать “буйствовать” либо “выкидывать коленца”, то есть дурачиться. В конце концов, уже с последним глотком алкоголя преодолеется та степень устойчивости организма, которой он так кичился, и подросток попросту отключится – перейдет в бессознательное состояние.

Итак, стойкими признаками подростковой алкогольной зависимости являются ослабление воли, потеря ребенком контроля за тем количеством спиртного, которое он принял, возрастающая жадность к спиртному и сопутствующее этому неконтролируемое поведение.

Лечение подростковой алкогольной зависимости должно быть комплексным

Особенность лечения такого вида зависимости – пубертатный возраст. У подростков алкоголизм протекает гораздо тяжелее, чем у взрослых. Поэтому существуют ограничения на прием некоторых лекарств и методов. Опасными для организма ребенка станут условно-рефлекторная или сенсибилизирующая терапии.

Еще очень важно выявление зависимости от алкоголя как можно раньше, что позволит значительно облегчить процесс лечения. Реабилитацию проводить можно только в стационарных условиях и под контролем специалистов. Первоначально ребенку осуществляют дезинтоксикацию и назначают специальные ноотропные препараты, затем прописывают витамины.

Основное лечение для алкоголика подросткового возраста является психотерапевтическое. При этом обязательно учитывается легко ранимая психика подростка. Для комплексного лечения рекомендуется применение средств из арсенала народной медицины – общеукрепляющие отвары и настои лекарственных трав. Дополнительно рекомендовано приобщение к социально значимой деятельности и спорту.

Особенности профилактики пьянства и алкоголизации подростков

1. Важная роль в такой профилактике принадлежит родителям. Им необходимо понимать, что для ребенка безвредного алкоголя не бывает. Домашняя атмосфера доверительности и понимания нужд подростка – залог препятствия алкоголизму.

2. На уровне детских учреждений: контакт воспитателя с учеником, такт педагога, воспитательно-профилактическая работа школьного врача и медицинской сестры, активное привлечение к общественно-полезному труду и спортивные нагрузки.

3. На уровне государства: запрет на продажи алкоголя детям, запрет на рекламу алкоголя, уголовная ответственность за вовлечение детей и подростков в пьянство, запрет на трудоустройство несовершеннолетних в сферу производства и хранения алкогольной продукции и т.д.

 

*  Школьный невроз. Причины возникновения,

 помощь ребенку в семье. *

Психологически здоровый школьник - это школьник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда школьник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства.

Невротические состояния проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциональной ситуацией. У детей с подобными реакциями может развиться невроз.

Невроз - достаточно устойчивое нарушение многих сторон личности и деятельности ребенка, сопровождающееся чувством неуверенности, тревожностью, проблемами в сфере общения. У невротика могут быть страхи, плохой сон, различные психосоматические заболевания (головная боль, тошнота, ночное недержание мочи, заикание, навязчивые движения).

Для многих детей поступление в школу может явиться сложным испытанием. Практически каждый ученик сталкивается в школе с такими трудностями, как:

- режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне регуляции поведения, организованности);

- коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками);

- проблемы взаимоотношений с учителем;

- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.

Вопрос заключается в том, как ребенок справляется с этими трудностями, какие способы решения выбирает он сам. К сожалению, порой эти проблемы так и остаются неразрешимыми для ребенка. И если вовремя не оказывается помощь, то у детей могут наблюдаться различные формы школьных неврозов.

Фактически школьный невроз – это устойчивый дискомфорт, связанный с отношением к школе. Подобный недуг мешает учиться всем: способным и не очень, первоклашкам и выпускникам.

Вот некоторые признаки школьного невроза (проявляются у ребенка в школе и дома):

- не хочет идти в школу;

- в школе не откликается на имя, фамилию, хотя хорошо слышит;

- часто забывает дома необходимые школьные вещи;

- часто роняет предметы;

- потирает лоб, голову, руки;

- боится отвечать у доски;

- дома прячет тетради от родителей;

- плачет, когда пытается выполнить непосильное задание;

- влажные ладони, дрожат руки;

- грызёт ногти, ручку;

- кусает губы; теребит, крутит волосы;

- во время урока шаркает ногами под партой;

- делая уроки дома, не сидит за столом (стоит, лежит на полу или диване, а если и сидит, то либо в немыслимой позе, либо поминутно куда-то вскакивает);

- портит свои и чужие вещи.

Можно выделить несколько групп детей, страдающих «школьными неврозами»:

1. Дети с явными отклонениями в поведении. Они вызывающе ведут себя на уроках, во время занятий грубят учителю. Как правило, учатся плохо.

2. Успевающие школьники, которые в результате перегрузок или эмоциональных потрясений вдруг начинают резко меняться буквально на глазах. У них появляется депрессия, апатия. У ребенка могут возникнуть навязчивые явления, невротическая депрессия, проявляющаяся в сниженном фоне настроения, тревоге.

3. Школьники, у которых при внешнем благополучии (хорошая успеваемость, удовлетворительное поведение) наблюдаются различные признаки эмоционального неблагополучия: боязнь отвечать у доски, при устных ответах с места — тремор рук, тихий голос. В силу повышенной тревожности такие ученики не могут проявить в полной мере свои способности.

Безусловно, выделение этих групп достаточно условно. Исследования показывают, что агрессивность в первом случае, апатичность во втором, и зажатость, скованность в третьем — это различные способы неадекватной психологической защиты. Характер и проявления психологической защиты при школьных неврозах зависят от типа высшей нервной деятельности, от особенностей семейного воспитания. Семья обеспечивает тот психологический фон, который необходим для нормального обучения. Если отношения в семье нарушены, то ребёнок не только сам не сможет успешно учиться, но и мешает другим детям.

Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

- доверие к ребенку;

- уважительное отношение; в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;

- родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;

- детей нельзя обманывать, дети очень чувствительны к фальши;

- меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;

- чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки);

- помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит;

- своевременно замечать психологический дискомфорт ребенка, в том числе и нарастающие страхи, повышенную обидчивость, утомляемость, расстройства сна и аппетита.

Качества, необходимые родителям, чтобы вылечить ребенка от невроза:

- понимание серьезности создавшегося положения;

- вера в положительные результаты, терпение и последовательность;

- доброта, гибкость и искреннее желание помочь ребенку;

- способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами;

- готовность к переменам, контроль за своими чувствами и поступками;

- согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка;

- анализ проблем в отношениях со своими родителями в детстве, чтобы непроизвольно не повторять их в своем семейном опыте.

Психологическая поддержка – процесс укрепления самооценки ребёнка, взрослый помогает ребёнку поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддерживает ребёнка при неудачах.

 

Трудные подростки. Кто они?

В последнее время мы всё чаще слышим «трудные подростки». Кто они такие?

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.

Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.

Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.

С какими бы вопросами и ситуациями вы не сталкивались на протяжении сложного переходного возраста старшеклассника, помните: 2-3 года, и это пройдет. Любите своего ребенка и уважайте в нем личность! Пусть он еще не все знает и понимает, но пройдет еще лет 5-7, и, возможно, он не придет к вам ни за советом, ни по велению сердца. А пока вы имеете возможность научить всему, что посчитаете важным, и создать фундамент доверительных, близких взаимоотношений в будущем.

В тех случаях, когда такие отверженные не поддаются педагогическому воздействию, они считаются трудными.

Эти учащиеся обычно ведут себя с напускной независимостью, бравируют своим нежеланием учиться, отсутствием всякого уважения к учителям, используют физическую силу (если она имеется) как единственный способ завоевать авторитет среди одноклассников. Бесперспективность обычного пути самоутверждения в коллективе нередко толкает их к поиску других путей и средств. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений.

По данным ученых, 92,2% юных правонарушителей — это изолированные, отвергнутые коллективом подростки. На съезде Общества психологов СНГ говорилось: неумение или нежелание выполнять общественно значимые требования, которые предъявляются в школьном коллективе, и уход в другую общественно отрицательную среду — таков механизм перехода школьников в правонарушители.

В этих случаях подросток отходит от школы, сближается с другими неадаптированными подростками. Тем самым, отвергнутый классным коллективом, юный человек находит себе, хотя и ценой морального ущерба, другой коллектив, других единомышленников.

Грубость, цинизм, бесшабашность трудных подростков зачастую является лишь маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности и обиженности.

Поэтому, как ни странно, оборотной стороной невоспитанности их нравственных чувств является, как показали исследования психологов, особенная чувствительность к проявлению этих чувств со стороны других людей. Они, как никто, ценят и воспринимают человеческую ласку, истинное внимание и заботу.

Это качество трудных является одним из первых каналов, по которому учитель может проникнуть в, душу такого подростка и оказать на него необходимое педагогическое влияние.

У трудных подростков педагог обязан найти какие-либо иные достоинства, иные сильные стороны (а их не может не быть!). Это или способность к рисованию, или музыкальный слух, или организаторская жилка. Даже хорошие физические данные можно и нужно учитывать и правильно использовать.

В результате такого «открытия» изолированный подросток уже сможет завоевать известную популярность и авторитет. А что еще нужно для отверженного?

Безусловно, перевоспитание трудного подростка во всех случаях должно начинаться, как подчеркивают психологи, с обращения к достоинству юного человека, с веры в него.

Еще одно немаловажное умение должно сформироваться в этом возрасте - достижение цели, доведение дела до конца.

Очень действенными оказываются занятия спортом, обучение в музыкальной школе, секции и кружки различной направленности. Соревнуясь и глядя на тех, кто достигает высоких результатов, у ребят постепенно появляется желание и самому чего-то добиться.

 

Социальный педагог: Петрова А.В.

Что делать родителям, если им не нравятся друзья ребёнка, и есть риск негативного влияния друзей на ребёнка?

 

Для ребёнка общение с друзьями имеет большое значение. Где-то с подросткового возраста у ребёнка появляются настоящие друзья, до этого – выбор бывает случайным, или точнее стихийным. В  детском саду ребёнок выбирает детей, с кем ему интересней играть. В школе  уже проявляется большая избирательность. У ребёнка могут быть десятки приятелей. А кто именно останется у него в друзьях, это зависит от многих составляющих: от времени, общей деятельности, да и от семьи.

Учащиеся 1-3 классов выбирают своих друзей по каким-то неведомым для родителей принципам. Не все родители довольны крайне непонятной дружбой, когда ваш умный и послушный  ребёнок начинает дружить с «хулиганом». Хотя такие необычные пары могут составлять вполне гармоничные единства, дополняя слабые стороны приятелей. Нередки случаи, когда такое тесное общение, против которого родители усиленно борются многие годы, перерастает в верную дружбу на десятки лет. Что делать? Не спешите выставлять требование о разрыве отношений. Постарайтесь понять вашего ребенка и его собственные мотивы. Возможно, для этого придется познакомиться с семьей такого неприятного друга, чтобы принять окончательное решение. Кроме того, можно организовать небольшой пикник или поход в парк, чтобы увидеть как общаются дети в непринужденных условиях. Если между ними нет жесткого подчинения, друзья общаются на равных, то оставьте право выбора самому ребенку. Не стоит лишний раз ограничивать и без того ограниченную свободу вашего ребёнка.

Подростки совсем по-другому смотрят на дружбу со сверстниками. Она очень важна для их психологического равновесия, чтобы обмениваться эмоциями и ощутить духовное родство. Благодаря дружбе подросток идентифицирует свою половую принадлежность и социальный статус. П

Сделать бесплатный сайт с uCoz